Группа компаний «ABC» выбрала решение Guardant для импортозамещения ключей защиты своих программных продуктов
EOSmobile 4.12: полноценный документооборот в вашем мобильном устройстве
Мировой поставщик семян перенес почтовые архивы из иностранного облака в Cloud.ru: кейс ICL Services
Бесшовный переход крупного госучреждения на ОС «Альт» обеспечила «Базальт СПО»
UBA-система InfoWatch Prediction – для анализа поведения и обнаружения потенциально опасных сотрудников, выявления и оценки рисков, исходящих от персон внутри организации
ЦБ
°
пятница, 29 марта 2024

Зачем государству свой поисковик, и откуда его взять

Новость о том, что кадровые агентства целенаправленно хедхантят специалистов по разработке поисковиков для работы над новым проектом, вызвала довольно активную реакцию прессы. Но если и вправду где-то в России начинается работа над новой поисковой системой, то возникает несколько вопросов.


Во-первых, если специалистов по поиску действительно сманивают отовсюду в новый проект, то почему все решили, будто за этим проектом стоит именно государство, а не, например, какой-нибудь инвестиционный фонд? Во-вторых, зачем вообще государству свой поисковик? В-третьих, если он так уж нужен государству, то зачем строить его с нуля, наскребая команду по сусекам, когда в нашем отечестве уже и без того есть готовые поисковики на любой вкус: начиная с «Яндекса» – и заканчивая недавно прикрутившим к своему порталу поиск собственной разработки «Мейлом.Ру»?


Руководитель отдела стратегии и развития бизнеса департамента ИТ-инвестиций ИХ «Финам» Любовь Симонова считает, что если бы речь шла о коммерческом проекте, то инвестор непременно обратился бы к продукту Игоря Ашманова flexum.ru, который, по ее словам, буквально за пять минут можно переделать в любой поисковик. Конечно, всяк кулик свое болото хвалит: «Финаму» принадлежит пакет в бизнесе Ашманова, – но строить на готовом фундаменте все равно логичнее, чем изобретать велосипед заново. Симонова не исключила и того, что достаточно развитые, но неизвестные широкой публике поисковые технологии существуют в государственных организациях, близких к спецслужбам.


Эта идея мне и самому приходила в голову: коль скоро уж в компетенцию бывшего ФАПСИ входила, в том числе, и разнообразная деятельность в компьютерных сетях, то без хорошо развитого и сильно специализированного поиска делать там было нечего. А то, что в свое время погоны надело немало лучших выпускников мехмата и ВМК, – секрет Полишинеля. Так что если у государства действительно есть свой технологический задел, да еще с какими-то уникальными ноу-хау, то мысль мобилизовать на его развитие лучших специалистов соответствующей специализации, а не покупать чей-то чужой продукт, выглядит вполне здраво. А вот коммерческий инвестор вел бы себя по-другому.


На вопрос, зачем государству свой поисковик, сразу несколько опрошенных мною экспертов (все просили не называть их имен) высказали мысль, что попытки осуществить в интернете какую-то реальную цензуру потерпели крах, а оставлять столь важное медиапространство без контроля государство позволить себе не может. А поэтому «концепция изменилась»: не важно, кто что напишет, – важно, что прочитают. И тут поисковик, ранжирующий поисковую выдачу «правильным» способом, может оказаться поистине бесценным инструментом.


Эта идея представляется мне здравой, но с одной оговоркой. Поисковик-то сделать можно; если потратить достаточно времени и сил, вложить много денег и собрать хорошую команду,  можно сделать даже лучший в мире поисковик. Но надо еще суметь добиться того, чтобы люди пользовались именно им, а не конкурирующими ресурсами, а вот с этим уже могут быть проблемы.


Чисто теоретически, находящиеся в России «Яндекс», «Мейл.Ру» и «Рамблер» можно задавить административными методами. Хотя тогда непонятно, почему нельзя было с ними договориться, используя эти самые административные методы. Но вот о Google даже Китай периодически зубы обламывает, а нам в деле подавления свобод до Китая – как до Луны. Да и сомнительно, чтобы российские власти решились на введение «великого китайского файрволла»: имидж не тот, и в ВТО хочется. А конкурировать с уже имеющимися игроками, успевшими поделить поисковый рынок, – та еще задачка.

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Источник: ComNews.ru

Тематики:

Ключевые слова: поисковые системы