Техподдержка под ключ: форматы и особенности
Группа компаний «ABC» выбрала решение Guardant для импортозамещения ключей защиты своих программных продуктов
EOSmobile 4.12: полноценный документооборот в вашем мобильном устройстве
Мировой поставщик семян перенес почтовые архивы из иностранного облака в Cloud.ru: кейс ICL Services
Бесшовный переход крупного госучреждения на ОС «Альт» обеспечила «Базальт СПО»
ЦБ
°
суббота, 20 апреля 2024

«ВКонтакте» и Ozon – партнеры или соперники?

Социальная сеть «ВКонтакте» и интернет-магазин Ozon.ru договорились о сотрудничестве. Компании называют свой проект первым примером внедрения модели «социального шопинга» на нашем рынке.


Совместный сервис называется «Желания».  По сути, пользователь «ВКонтакте» теперь может быстро (без предварительной регистрации в системе магазина) формировать «вишлисты» из доступных на Ozon.ru товаров. Предполагается, что потом желаемые позиции оплатят друзья пользователя – такой коллективный кошелек.


То, что «ВКонтакте» будет искать сотрудничества с онлайн-продавцами, стало понятно еще весной. В апреле 2010 года социальная сеть запустила свою платёжную систему, рассчитанную именно на партнерские программы с интернет-магазинами.


В новом сервисе нет ничего выдающегося. Создатели «Желания» упирают на сложность технической задачи, но интеграция соцсетей со сторонними ресурсами уже давно стала общим местом. Важнее, что «ВКонтакте» уделяет все больше внимания интернет-торговле, и что Ozon.ru готов вступать в партнерство с этим потенциальным конкурентом.


«ВКонтакте» – довольно своеобразная социальная сеть, скорее – интернет-пространство обмена контентом и услугами в оболочке социальной сети. И речь не только о гигантской базе аудио- и видеоконтента, которая многим давно заменяет любые другие музыкальные сервисы, кинопорталы и даже «торренты». Последние несколько лет в «ВКонтакте» укрепилось еще одно направление пользовательской активности – создание внутрисетевых магазинов, предлагающих широкий ассортимент товаров.


«ВКонтакте» оказалась весьма доступной платформой для быстрой организации онлайн-торговли. Что может быть проще? Регистрируешь «группу» «ВКонтакте». Формируешь фотокаталог товаров и прайс-листы. Создаешь счет в одной из платежных систем. Выходишь со своим предложением на сотни своих друзей, а при определенном качестве предложения – и на всю многомиллионную аудиторию социальной сети: 20 млн постоянных пользователей, 70 млн – зарегистрированных. Не нужно регистрировать домен, покупать стандартный движок для интернет-магазина или «писать» свой.


Маркетинговые усилия тоже минимизированы: ты формируешь предложение в среде, которая изначально нацелена на поиск новых контактов (неважно, кто этим контактом будет: обычный пользователь или торговая точка). При этом аудитория «ВКонтакте», как и аудитории других крупных социальных сетей, является одной из самых лояльных и «включенных» на рынке: у среднего пользователя страница личного аккаунта в социальной сети открыта около 60% рабочего времени. Выбор в пользу того или иного торговца в соцсети тоже сделать легче, чем в «большом» интернете. Всегда можно ориентироваться на число взаимных друзей-пользователей – своеобразный негласный рейтинг репутации.


Конечно, примеры таких магазинов-каталогов есть и на других бесплатных социальных сервисах (например, в Livejournal), но именно в сети «ВКонтакте» эта модель получила наибольшую популярность. Сегодня в социальной сети более 40 000 «групп», соответствующих запросу «магазин».


Что продают? Да все, что угодно. Иногда товары хенд-мейд (вяжет, например, девушка зимние носки и шарфы, и продает их через организованную в соцсети торговую точку). Но чаще – перепродают товары из западных интернет-магазинов. Большинство магазинов «ВКонтакте» – это магазины специализированных товаров: от одежды до гаджетов и строительных материалов. Основной тренд мировой интернет-торговли – узкая ассортиментная специализация – естественным образом оказался востребованным там, где эту торговлю особенно и не задумывали.


Создатели таких интернет-лавок формируют ассортимент в соответствии с личными вкусами и интересами, по сути, зарабатывая даже не на доставке, а на фильтрации и отборе товаров определенной категории. Конечно, вы сами можете найти английский, немецкий и чешский интернет-магазины резиновых сапог, но легче, если это сделают за вас. Придется переплатить, зато меньше хлопот.


Вот, например, один из создателей такого «ВКонтакте-shop» честно делится своей простой бизнес-моделью: «Моя формула расчёта цены товара такая: стоимость товара + стоимость доставки + моя наценка = конечная цена, которая сообщается покупателю. Мой процент был фиксированный и составлял 250–300 руб с одной вещи. В месяц у меня в среднем по 40 заказов, что примерно равно 12 000 моего дохода. Впоследствии с помощью 2 карточек Visa я смог достичь дохода в 25К (25 000 руб.), и это в 18 лет, потом я нанял друга на должность курьера и платил ему 50 руб. за одного клиента».


Ничего не напоминает? Тысячи интернет-челноков везут зарубежный товар, раскладывают его на своих лотках в «ВКонтакте» и громко зазывают покупателей. Интернет-рынок, то есть интернет-базар – в хорошем смысле этого слова. Сейчас этот многочисленный микробизнес – не конкурент Ozon.ru. Тем более, что крупнейший российский интернет-магазин, хоть и расширяет ассортимент, пока преимущественно специализируется на книжной торговле, доля которой в «ВКонтакте», на первый взгляд, невелика.


Но теперь представьте, что легкие на подъем менеджеры «ВКонтакте», раскрутив с помощью того же Ozon.ru свою платежную систему, в какой-то момент предложат пользователям технологическую платформу для объединения всех этих многочисленных интернет-лавок пользователей в единую торговую систему в рамках той же социальной сети – с единым интерфейсом и правилами, демократичными условиями входа и распределения доходов.


Многие «дикие» рынки переживали такую эволюцию. И «ВКонтакте» не будет исключением. И вот тут уже для лидера российской онлайн-торговли социальная сеть окажется не партнером, а опасным конкурентом.

 

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Источник: RBCdaily

Тематики:

Ключевые слова: ВКонтакте