Абонента зарегистрировали в суде. Жителя Прикамья обвинили в краже средств через «Мобильный банк»

В Перми направлено в суд уголовное дело в отношении жителя краевой столицы Вадима Романова, обвиняемого в кражах с расчетных счетов граждан с помощью услуги «Мобильный банк». По версии следствия, он приобретал сим-карты мобильных операторов с номерами, ранее использовавшимися другими лицами. Позже обвиняемый выяснял, у каких из них предыдущие владельцы забыли отключить указанную услугу. С помощью SMS-команд господин Романов сначала пересылал деньги с расчетных счетов на лицевой счет сим-карты, а затем переводил их в интернет-кошелек. Как считают силовики, всего он похитил более 1 млн руб. у 55 потерпевших. По их данным, подобное дело является первым в региональной практике.

Прокурором Перми утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении жителя краевой столицы, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 2, п. «в» ч. 3 ст. 158 УК РФ (тайное хищение чужого имущества с причинением гражданам значительного ущерба, в крупном размере). Как сообщает прокуратура края, обвиняемый в период с 2013 по 2014 годы, имея умысел на незаконное обогащение, приобретал у мобильных операторов сим-карты сотовых телефонов с номерами, ранее находившимися в пользовании других граждан. Злоумышленник выяснял, какие из купленных карт подключены к услуге «Мобильный банк» с данными их предыдущих владельцев. С помощью SMS-команд он отправлял денежные средства с расчетных счетов потерпевших на лицевые счета сим-карт и распоряжался похищенными деньгами по своему усмотрению.

По данным „Ъ“, речь идет о жителе Перми Вадиме Романове. Как считают следователи, умысел на совершение преступления у него возник после просмотра рекламных роликов по телевизору, в которых рассказывалось о возможностях услуги «Мобильный банк». Зная, что, если абонент мобильного оператора более полугода не осуществляет платные операции, его номер может быть продан другому клиенту, он стал приобретать сотни сим-карт. При этом, пользуясь отсутствием контроля за правильным заполнением и регистрацией договоров о предоставлении услуг связи, злоумышленник не регистрировал их на свое имя. Как говорят знакомые с ситуацией источники, для осмотра сим-карт с целью установления факта их подключения к услуге «Мобильный банк» он привлек свою знакомую, которая не была посвящена в преступные намерения господина Романова.

По версии следствия, в период с конца мая по конец июня 2013 года Вадим Романов похитил у пяти потерпевших более 201 тыс. руб. С августа 2013-го по начало января 2014 года его жертвами стали еще 27 человек, с банковских счетов которых было украдено более 649 тыс. руб. С середины по конец апреля прошлого года со счетов 23 человек было списано еще 344,5 тыс. руб. Получив переводы с банковских счетов на счета сим-карт, Вадим Романов перечислял деньги в интернет-кошельки, а потом уже обналичивал. Своими противоправными действиями гражданин причинил ущерб 55 потерпевшим на сумму более 1 млн руб. Как говорят силовики, это первое подобное уголовное дело в регионе. По данным сайта Мотовилихинского райсуда, дело поступило 29 мая.

Как говорит знакомый с ситуацией источник, преступления удалось совершить из-за безалаберности самих пользователей. «Меняя сим-карты, они не уведомляли кредитное учреждение об изменении номера, не отключали его от системы „Мобильный банк“. Соответственно система, получая SMS -команды со старого номера, идентифицировала их как запрос от клиента на операции с денежными средствами», — отметил он.

Собеседник в одной из компаний — мобильных операторов пояснил, что взаимоотношения по вопросам подключения и отключения этой услуги осуществляются в системе «Банк – Клиент», и оператор исключен из этой системы. «В информационных системах оператора не фиксируется подключение и, соответственно, отключение абонентом услуги „Мобильный банк“, и оператор не имеет технической возможности контролировать данный процесс», — сказал он.

«Сбербанк наладил взаимодействие со всеми основными операторами мобильной связи. Когда абонентский номер в течение длительного времени является неактивным или у оператора имеются подозрения в мошеннических действиях с этим номером, он расторгает договор на обслуживание номера и передает эту информацию в Сбербанк. Банк, получив подобные сведения, автоматически отключает услугу „Мобильный банк“, привязанную к данным номерам телефонов. Благодаря внедрению подобного взаимодействия с операторами сотовой связи количество обращений клиентов, связанных с мошенничеством третьих лиц при смене номера телефона, уменьшилось на порядок», — пояснили „Ъ“ в пресс-службе Западно-Уральского банка Сбербанка России.

Максим Стругов

Рубрики: Мобильная связь, Регулирование, Финансы

Ключевые слова: мобильное мошенничество