Группа компаний «ABC» выбрала решение Guardant для импортозамещения ключей защиты своих программных продуктов
EOSmobile 4.12: полноценный документооборот в вашем мобильном устройстве
Мировой поставщик семян перенес почтовые архивы из иностранного облака в Cloud.ru: кейс ICL Services
Бесшовный переход крупного госучреждения на ОС «Альт» обеспечила «Базальт СПО»
UBA-система InfoWatch Prediction – для анализа поведения и обнаружения потенциально опасных сотрудников, выявления и оценки рисков, исходящих от персон внутри организации
ЦБ
°
пятница, 29 марта 2024

Разговорам дают оценку. Уральские банки оценивают заемщиков по их пользованию сотовой связью

Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР) завершил пилотный проект скоринга (система оценки кредитоспособности лица) с применением информации, полученной от сотовых операторов. В банке утверждают, что в рамках проекта удалось на 15% улучшить модель оценки заемщика. По данным сотовых операторов, под анализ попадают данные о пополнении баланса, частота блокировки номера и другая информация. Участники рынка отмечают, что банки все чаще прибегают к поиску дополнительной информации о клиенте.

Как рассказал начальник управления анализа кредитного риска УБРиР Александр Трофимов, работа над пилотным проектом началась в конце 2014 года. «За это время на 15% увеличился коэффициент Джини, который характеризует разделяющую силу модели, то есть точность разделения клиентов на хороших и плохих. Следствием будет являться то, что большая доля хороших клиентов получит кредит, в то время как большая доля недисциплинированных клиентов получит отказ», — пояснил он. В банке отмечают, что при формировании скоринг-балла сотовые операторы учитывают ряд очень важных характеристик клиента, которые недоступны из других источников. В настоящее время УБРиР сотрудничает с двумя операторами сотовой связи.

Как ранее сообщал „Ъ”, сейчас пилотные проекты по оценке потенциальных заемщиков на основании анализа big data (массивов данных) о своих абонентах реализуют МТС и «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»). В проекте участвует около 20 банков, которым сотовый оператор продает скоринг-балл, сформированный на основании данных о потребительском поведении клиента.

В МТС „Ъ” подтвердили, что проводили пилотный проект с рядом российских банков, в числе которых УБРиР. «Сейчас мы завершаем реализацию технического решения для банков. Планируем до конца этого года предложить готовый продукт для родственного МТС-банка и сторонних банков. Среди параметров, подлежащих оценке, в частности, частота смены номера абонента, количество вхождения в блокировку номера, регулярность пополнения баланса и другие», — рассказали в пресс-службе МТС. В компании отмечают, что анализ потенциальной дефолтности будет осуществляться в соответствии с законодательством об охране персональных данных, то есть банк будет обязан получить согласие потенциального заемщика на обработку данных от МТС. «Мы активно используем методы анализа big data и инструменты бизнес-аналитики на основе геоданных, профиля потребления интернет-трафика, типов используемых абонентских устройств, круга общения, покупок», — добавили в пресс-службе оператора. В «Вымпелкоме» вчера не ответили на запрос.

Другие участники уральского банковского рынка признали проект интересным, однако отметили, что многие региональные банки не используют скоринг при оценке клиентов. «Наша концепция кредитования основана не на скоринге, а на мотивированном суждении кредитного менеджера», — рассказала директор департамента розничного бизнеса ВУЗ-банка (входит в группу «Лайф») по кредитованию Ольга Стерхова. Но она признает, что практика, когда при выдаче кредитов банки руководствуются информацией о том, насколько клиент добросовестный плательщик, банку кажется актуальной. «Скоро мы запустим программу льготного кредитования для граждан, которые не имеют задолженности по квартплате, штрафам ГИБДД и налогам», — добавила госпожа Стерхова. «Анализ платежеспособности мобильным оператором — это интересная услуга, и СКБ-банк, возможно, также будет использовать данную модель. Сейчас у нас разработана и действует много лет своя система скоринговой оценки клиентов во всех сегментах. Мы применяем и другие дополнительные инструменты внешней оценки, в том числе интернет и социальные сети», — добавили в пресс-службе банка. Еще один участник рынка отнесся к проекту скептически. «Мобильный оператор располагает данными о том, сколько человек тратит на связь, однако это не дает банку однозначной оценки. Мобильная связь перешла в разряд услуг первой необходимости, а чтобы ею пользоваться необходимо ее оплачивать. Провести параллели с поведением заемщика после оформления кредита здесь сложно», — неофициально рассказал представитель одного из банков.

Алена Тронина

Тематики: Мобильная связь, Финансы

Ключевые слова: сотовые абоненты

Интересные ссылки