Группа компаний «ABC» выбрала решение Guardant для импортозамещения ключей защиты своих программных продуктов
EOSmobile 4.12: полноценный документооборот в вашем мобильном устройстве
Мировой поставщик семян перенес почтовые архивы из иностранного облака в Cloud.ru: кейс ICL Services
Бесшовный переход крупного госучреждения на ОС «Альт» обеспечила «Базальт СПО»
UBA-система InfoWatch Prediction – для анализа поведения и обнаружения потенциально опасных сотрудников, выявления и оценки рисков, исходящих от персон внутри организации
ЦБ
°
четверг, 28 марта 2024

3G, WiMAX, MVNO и прочее. Минкомсвязи обозначило позицию

Вчера, 16 ноября, в Москве замминистра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Наум Мардер провел пресс-брифинг с журналистами. Как будет развиваться рынок ШПД в России и как будут выделяться новые частоты, станет ли технология WiMax приоритетной и как обстоят дела с 3G в Москве, а также нужны ли России виртуальные операторы? Вот лишь неполный перечень тем, на которые Наум Мардер обозначил официальную позицию государства.

Большое внимание на встрече было уделено развитию широкополосного доступа на территории России. Г-н Мардер подчеркнул, что, в отличие от универсальных услуг связи, ШПД государство не гарантирует, однако должно создать условия для оказания такой услуги. В то же время в кабельную и эфирную связь государственных вложений не ожидается, так как их развитие планируется проводить за счет операторов.

«Универсальные услуги, в которые в том числе входит установка таксофонов и организация доступа в Интернет, государство должно обеспечить в любом населенном пункте, отвечающем определенным требованиям. Но пока рано говорить о широкополосном доступе как об универсальной услуге, потому что это, прежде всего, очень существенные затраты, помноженные на огромные размеры нашей страны. Но возможность такая должна быть, и она будет предоставлена. Это будет оптический доступ в зонах высокой концентрации населения и радиодоступ посредством различных систем, а на территориях с низкой плотностью заселения мы (государство) будем развивать спутниковую связь Ка-диапазона (20-30 ГГц). Эти решения позволят любому гражданину РФ на территории страны получить широкополосный доступ. Но я не думаю, что до определенного времени это будет обязанностью государства», – сказал Наум Мардер.

На вопрос, что считать ШПД, замминистра ответил следующее: «Президент в своем послании имел в виду, что к 2015 году ШПД будет со скоростью 100 Мбит/с. Это пока еще концептуально, но мы прекрасно видим, как быстро растут потребности пользователей сегодня, поэтому я считаю это нормальным уровнем. Хотя вопрос, конечно же, дискуссионный».

Что же касается развития сетей четвертого поколения (4G) в России и возможного выбора приоритетной технологии ШПД для развития государственных активов, г-н Мардер особенно подчеркнул, что позиция отраслевого регулятора заключается в технологической нейтральности.

В частности, он сказал следующее: «В широкополосном доступе мы четко обозначили позицию государства – это политика технологической нейтральности. Мы предоставляем всем операторам свободное право выбора той или иной технологии. В принципе, технологии WiMax и LTE достаточно близки по своим техническим параметрам и возможностям. Но сегодня WiMax на 3-4 года опережает LTE по стадии коммерческой готовности, кроме того, в России имеются успешные коммерческие проекты по её внедрению, одни из первых в мире по количеству пользователей и охвату сети. Что касается LTE, то мне очень трудно говорить о технологии, которая пока еще официально промышленно не освоена. А в отношении жалоб операторов, что они не имеют лицензий для LTE, я вас уверяю, если бы у нас было все готово к LTE и не было бы только лицензий, мы бы решили этот вопрос в два-три дня. Вопрос лицензий сейчас не самый критичный для развития ШПД в стране».

 

Замминистра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Наум Мардер отвечает на вопросы журналистов


Касаясь одного из условий выдачи операторам лицензий на частоты WiMax, а именно использования оборудования отечественного производства, г-н Мардер сказал, что это требование времени, игнорировать которое уже не представляется возможным: «По нашим данным, имеются по крайней мере пять компаний, которые могут производить оборудование WiMax. При этом мы отдаем себе отчет, что конечное оборудование у нас производить не может никто, – здесь речь идет о технологическом оборудовании и оборудовании базовых станций. Без закупок отечественного оборудования наша промышленность стагнирует, теряет конкурентоспособность, не может производить новое оборудование – круг замкнулся, потому что мы снова вынуждены закупать оборудование за границей. Если мы не разорвем этот порочный круг технологической отсталости, то в очередной раз загубим наше телекоммуникационное производство. На президентской комиссии было предложено такое решении, и Дмитрий Медведев его поддержал. Попробуем в качестве условия при выдаче лицензий на частоты WiMax ввести требование использования оборудования отечественного производства. В этом случае производителю гарантируется сбыт и у него появляется интерес в производстве оборудования. А если оно не будет хуже западного, почему бы и не принудить операторов к закупке отечественной техники? Конечно, нужно будет решить еще много вопросов, связанных с качеством (сертификация) и приемлемым ценообразованием (государственное регулирование), но все они, в принципе, решаемы».

Г-н Мардер дал и четкий ответ на пути конверсии и высвобождения спектра под будущие технологии. По его словам, сотовые операторы очень активно сейчас лоббируют выделение частот под технологии ШПД. Для этого государство уже в 40 регионах выделило частоты диапазона 2,3-2,4 ГГц (WiMax). Что касается низкого диапазона «цифрового дивиденда» 790 МГц-862 МГц, на сегодняшний день он занят оборудованием МО, а также авиадиспетчерскими службами.

«По расчетам 2006 года, чтобы полностью освободить этот диапазон, требуется около $2 млрд. Даже если представить ситуацию, что эти деньги все же найдутся, то вывод радиооборудования из этого спектра займет очень продолжительное время. Поэтому, если вам кто-то говорит, что подобное можно сделать уже завтра, вы можете сами сделать выводы, – сказал замминистра. – Президент дал Минкомсвязи поручение во всем разобраться. Сейчас именно этим мы и занимаемся: каждой полосой, рассматриваем сроки готовности оборудования, ищем возможные диапазоны для вывода оборудования. До конца ноября мы должны доложить президенту о проделанной работе и уже после этого начнем плотно работать с компаниями, которые хотели это сделать».

Кроме того, г-н Мардер рассказал и о диапазоне, который освободится при переходе России на цифровое телевидение. По его мнению, теоретически, раздать населению приставки за счет коммерческих компаний возможно, но нужно понимать, что, прежде всего, речь идет лишь о крупных городах и затраты в этом случае будут даже выше.

Много времени на пресс-брифинге было уделено проблемам развития сетей третьего поколения в Москве. При этом Наум Мардер признал, что официальная позиция Минкомсвязи совпадает с позицией МО РФ. Касаясь проблем электромагнитной совместимости сетей 3G/UMTS в диапазоне 2,1 ГГц с оборудованием военных, он отметил, что всего в России работают две зоновые системы противоракетной обороны: одна на Дальнем Востоке под Комсомольском-на-Амуре и вторая под Серпуховым – для защиты Москвы от ядерного удара. Аналогичная техника, работающая в этом же диапазоне частот 2,1 ГГц, есть только в еще одной стране – США. Замминистра отмечает, что при развертывании сетей 3G в Центральной России военные внесли ограничение на ее покрытие в радиусе 300 км от радара в Серпухове, затем удалось сузить эту зону до 110 км, а теперь запретная зона сузилась до радиуса в 60 км. Таким образом, в следующей зоне (территория Москвы) наступают лишь ограничения, связанные с мощностью БС, высотой подвеса и направленностью их лепестков.

 

Наум Мардер рассказывает о ситуации с 3G в Москве


«Все эти согласовательные работы велись примерно полтора года, и наша позиция полностью совпадает с позицией военных, – рассказывает Наум Мардер. – Кроме того, нужно понимать, что 3G можно развивать и в диапазоне 900 МГц. Для этого нужно посмотреть, как разумным образом перераспределить частоты под 3G в Москве (900 МГц, 1800 МГц, 2,1 ГГц). Хотя это более затратный путь для операторов, мы уже давно потребовали от них создать три тестовые доны 3G в диапазоне 900 МГц. С одной стороны, такое решение было бы менее затратным (чем ниже частота работы БС, там больше радиус соты), но с другой стороны, в этом диапазоне тоже требуются конверсионные работы участков спектра. Кроме того, у МТС и «ВымпелКома» частот в диапазоне 900 МГц достаточно, а вот у «МегаФона» нет, там есть чересполосица. В этом вопросе нужна именно сильная согласовательная работа операторов».

Замминистра ответил и на вопрос о перспективе перенесения номеров в России (MNP – Mobile Number Portability). По его словам, есть несколько аспектов переносимости номеров: номер фиксированной связи, номер подвижной связи при переходе от оператора к оператору и номер, который «будет с вами всегда». В фиксированных сетях такой переход будет определяться уровнем развития того или иного региона, поскольку переносимость будет осуществляться в рамках нумерации этого региона. Перенос номера от одного оператора сотовой связи к другому ставит в чистом виде сложные экономические вопросы.

О трудностях, а также путях их преодоления и сроках предоставления услуги Наум Мардер сказал следующее: «Это просто услуга для пользователей: сколько и кто за нее будет платить, где находится разумная грань цены и потребности? Все будет определяться экономическими расчетами. Кто за это должен платить, кто должен вести базу данных, захочет ли пользователь, у которого будет абонентский номер, заплатить столько, сколько это будет реально стоить для нашей страны? Думаю, что нет. В принципе, все может получиться, если найдутся источники финансирования, сообразные с размерами наших сотовых сетей, но когда это произойдет, мы пока ответить не готовы. Некоторые эксперты сообщали, что решение по переносимости номеров отложили на пять лет. Может быть, и на этот срок, но мы об этом не говорили».

Замминистра также официально огласил принципы и сроки объединения телефонных сетей Москвы и Московской области. В конце прошлой недели Минюст зарегистрировал приказ министра связи и массовых коммуникаций РФ Игоря Щёголева, связанный с развитием сети Москвы и Московской области как единой местной телефонной сети связи, который конкретизирует вопросы особенностей построения этой сети, порядок пропуска трафика и порядок использования ресурсов нумерации.

Сама сеть Москвы еще во многом аналоговая, и при полной замене оборудования сам процесс изменений обошелся бы очень дорого. Поэтому было принято нестандартное решение, использующее разработки научно-технического центра «Протей» (Санкт-Петербург). По словам Наума Мардера, разработанные его специалистами «медиаторы» позволяют модернизировать сеть без замены самих станций, в результате чего стоимость проекта в расчете на одного абонента не превысит нескольких долларов.

«Как единая система сеть Москвы и ближнего Подмосковья начнет функционировать 10 января 2011 года. При этом мы переходим к единому плану нумерации и единой схеме набора, когда все абоненты будут набирать префикс междугородного выхода и дальше сам номер, в результате десятизначный набор будет полностью идентичен номерам сотовой связи», – заявил Наум Мардер.

На вопрос о перспективе подобного решения для Санкт-Петербурга и Ленинградской области г-н Мардер ответил, что в этом случае для объединения телефонных систем нет ни достаточных законодательных инициатив, ни практической необходимости.

В заключении пресс-брифинга Наум Мардер обозначил личную позицию на развитие в России виртуальных операторов (MVNO – Mobile Virtual Network Operator): «Мое личное мнение, что в России на данной стадии развития нашего телекоммуникационного рынка виртуальные операторы не нужны. У нас иное развитие рынка вообще, другие подходы к сегментации групп пользователей, иной менталитет пользователей. Кому-то казалось, что если выдадут лицензии, то можно будет достичь коммерческого успеха. На Западе, к примеру, виртуальный оператор может объединить болельщиков футбольного клуба. У нас этих болельщиков, может быть, даже больше, но вот объединяться с виртуальным оператором они почему-то не желают. Пока я вижу со стороны, что никакого успеха нет. С моей точки зрения, то, что хотели сами операторы, они не получили. Если это будет способствовать снижению цен, то мы будет способствовать возникновению MVNO, но если целями их создания будут какие-то личные цели узкой группы лиц, то нет».